17:00 Сверхдержавы встречаются в космосе | |
Советские и американские астронавты состыковали корабли и объединились в историческом рукопожатии
Американский «Аполлон» коснулся советского «Союза» в 12:09 по стандартному восточному времени на высоте около 140 миль над Атлантическим океаном в 620 милях к западу от Португалии. Затем, через три с половиной минуты два корабля совершили стыковку. «Есть захват», - сообщил по радио на русском языке бригадный генерал ВВС, командир «Аполлона» Томас П. Стаффорд командиру «Союза» полковнику Алексею А. Леонову.
«Молодец, Том» «Молодец,Том, отличная работа»,- отвечает Леонов по-английски. Оба экипажа, когда общаются между собой, используют язык того, к кому обращаются. Советский и американский экипажи встретились лицом к лицу через три с лишним часа и два витка. Состыкованные корабли в этот момент были над Амстердамом. Вглядываясь через открытые люки связного модуля «Аполлона», полковник Леонов приветствует генерала Стаффорда: «Glad to see you». Генерал Стаффорд отвечает по-русски: «А, здравствуйте, очень рад вас видеть».
Командиры пожимают руки
Генерал Стаффорд и Дональд К. Слейтон перебрались в «Союз», где подарили советским астронавтам флаги, прослушали обращение руководителей обеих стран и вместе пообедали. Планируется, что 16-ти тонный «Аполлон» и 7 ½ тонный «Союз» останутся состыкованными в течение двух дней, до утра субботы. За это время астронавты обменяются подарками, поделятся едой и проведут несколько научных экспериментов. Второй член экипажа «Союза» - Валерий Н. Кубасов. Третий член экипажа «Аполлона» - Вэнс Д. Бранд, который оставался в корабле во время первого перехода экипажа. На Земле, в Москве и в Вашингтоне и здесь, в Космическом Центре Джонсона, официальные лица обеих стран поздравляли экипажи и неоднократно выражали надежду, что эта историческая встреча приведет к дальнейшему сотрудничеству. Леонид И. Брежнев, генеральный секретарь Советской Коммунистической партии,в обращении к астронавтам сказал: «Успешная стыковка доказала правильность положений, которые были осуществлены в совместном сотрудничестве и дружбе между советскими и американскими конструкторами, учёными и космонавтами. Можно сказать, что «Союз» и «Аполлон» это прообраз будущих орбитальных космических станций». Обращение г-на Брежнева было прочитано астронавтам Московским центром управления. Полковник Леонов ответил: «Мы очень благодарны и тронуты этими тёплыми словами. Мы будем работать ещё лучше». Через несколько минут после обращения г-на Брежнева, президент Форд поговорил с экипажами по телефону из Белого Дома. Генерала Стаффорда, мистера Слейтона, полковника Леонова, мистера Кубасова можно было видеть по цветному телевидению, когда они слушали президента. Президент сказал астронавтам: «Ваш полёт является знаменательным событием и очень большим достижением не только для вас пятерых, но также и для тысяч американских и советских учёных и техников, которые три года работали вместе, чтобы обеспечить успех этого действительно исторического и очень успешного эксперимента в международном сотрудничестве. У нас ушло много лет на то, чтобы открыть эту дверь, ведущую к успешному сотрудничеству в космосе между двумя нашими странами и я уверен, что недалеко тот день, когда космические полёты, ставшие возможными благодаря этому первому совместному достижению, будут более или менее обычным делом».
Отвечает полковник Леонов Полковник Леонов ответил: «Мистер Президент, я уверен, что наш совместный полёт послужит началом будущего сотрудничества в космосе между нашими странами. Большое спасибо за очень приятные слова для нас. Мы сделаем всё возможное». Во время стыковки и орбитальных церемоний, здесь, в зале управления полётом находился Анатолий Ф. Добрынин – посол Советского Союза в Соединённых Штатах. Он был гостем доктора Джеймса С. Флетчера, директора НАСА. Подобным же образом Уолтер Дж. Стессель, американский посол в Советском Союзе, присутствовал в советском центре управления под Москвой. Оба посла также присутствовали при запуске космических кораблей во вторник. Некоторые разговоры между астронавтами во время их первой встречи из-за помех было трудно разобрать. После того как генерал Стаффорд перебрался в «Союз», он подарил советским астронавтам пять маленьких американских флагов «вашему правительству и народу Советского Союза». Среди подарков соетских астронавтов американцам был рисунок с изображением генерала Стаффорда, мистера Бранда и мистера Слейтона, выполненный полковником Леоновым, который является превосходным художником, как и астронавтом.
«Добро пожаловать на борт» Сверху рисунка написано: «Добро пожаловать на борт «Союза». А снизу: «О дивный новый мир, где обитают такие люди».
Перед отходом ко сну мистер Бранд сказал мистеру Кубасову по интеркому на русском: «Эй, Валерий, до завтра». После того как генерал Стаффорд и мистер Слейтон вернулись на ночь с «Союза» на «Аполлон», обнаружилась проблема. Оба люка стыковочного модуля со стороны «Союза», один люк в модуле, а другой в «Союзе» были закрыты и давление в модуле уменьшилось с 10 фунтов на квадратный дюйм до пяти. Датчики «Союза» обнаружили незначительную утечку воздуха из «Союза» в стыковочный модуль. Операторы в космическом центре Джонсона сказали, что проблема не выглядит серьёзной, но она будет исследована в течение ночи. Затем астронавты отправились спать.
День стыковки начался рано для обоих экипажей Полковник Леонов и мистер Кубасов передали в Московский центр управления телевизионные снимки интерьера «Союза». Они также сделали несколько снимков горизонта и Земли в научных целях. Но в остальном утро для экипажа «Союза» было довольно спокойным, пока они ждали на своей высокой орбите, когда астронавты «Аполлона» найдут их, чтобы начать сближение. Американских астронавтов разбудил в 4:30 утра, почти на час раньше запланированного, сигнал тревоги. Тревога оказалась ложной. Потом под управлением генерала Стаффорда «Аполлон» начал маневрировать при помощи пяти ракетных двигателей, чтобы поднять орбиту и сократить разрыв между ним и «Союзом». В 9 утра мистер Бранд сообщил сюда, в центр управления: «Мы поймали «Союз» в секстант. Он сейчас просто как яркое пятно. Очень трудно отличить его от звезды, только он движется относительно фона» Московский центр управления подслушал, как полковник Леонов спросил мистера Кубасова: «Видишь «Аполлон»? Тот ответил, что не видит. Два корабля установили радиоконтакт и обменялись приветствиями. Помехи сначала были очень сильными. «Я вижу вас три на три», - сказал полковник Леонов астронавтам «Аполлона». Два космических корабля разделяло 135 миль, «Аполлон» подтянулся снизу и сзади. Связь вскоре улучшилась. В 10:58 утра астронавты «Аполлона» увидели маяк «Союза». Вскоре после этого, когда Московский центр управления пожелал астронавтам «Союза» «успеха в предстоящем событии», мистер Кубасов сказал: «Спасибо» по-русски «удачи» по-английски. Московский центр управления ответил русским выражением для пожелания удачи – буквально «ни пуха, ни пера». А людям в «Аполлоне», когда они приблизились на расстояние 48 миль от «Союза» Московский центр сказал по-английски: «Мы скрестили пальцы». Это было в 11 утра – немногим более чем за час до стыковки. Центр управления в Хьюстоне заверил «Аполлон», что конфигурация его смещённой орбиты удовлетворительна для стыковки. Окончательная стадия маневра началась через несколько минут. Запустив свои маневренные двигатели, «Аполлон» обогнал «Союз» снизу и вырвался на 2000 футов вперёд «Союза». Затем, затормозив двигателями, «Аполлон» приблизился к «Союзу» спереди, выполнив манёвр в виде полупетли – манёвр, отработанный при полётах на «Джемини» и широко использовавшийся при лунных полётах «Аполлона». Ричард Трули, отвечающий за связь с капсулой здесь, в центре управления сказал астронавтам «Аполлона» : «Москва переходит к стыковке. Хьюстон переходит к стыковке. Дело за вами, парни».
Мягкая стыковка Теперь в поле зрения вошёл «Союз», его выпущенные солнечные панели делают его похожим на тупорылую парящую птицу. «Аполлон» готов», - генерал Стаффорд передаёт по радио полковнику Леонову по-русски – « Приближаюсь к «Союзу». Дистанция меньше 16 футов, 10 футов, потом три. Стыковочный модуль «Аполлона» произвёл контакт с носовой частью «Союза». Толчок был заметен по телевидению. «Это была мягкая стыковка», - сказал генерал Стаффорд центру управления. Так как стыковка произошла на несколько минут раньше по расписанию, она состоялась над Атлантикой, а не над Германией как планировалось. Скорость космического корабля 17 300 миль в час. Вскоре после стыковки, соединённые корабли прошли над Советским Союзом, над местом запуска, откуда «Союз» стартовал во вторник. «Аполлон» тоже стартовал во вторник, из космического центра Кеннеди во Флориде. Следующие три часа генерал Стаффорд и мистер Слейтон готовили стыковочный модуль для перехода в кабину «Союза». Когда они открыли боковой люк «Аполлона» к 10-ти футовому модулю они почувствовали запах «сгоревшего клея» и глаза у них заслезились. Генерал Стаффорд рассказал об этом по радио полковнику Леонову. «У нас небольшая проблема», - сказал командир «Аполлона». «У нас что-то вроде плохой атмосферы. Я думаю мы вскоре не будем больше иметь никаких проблем». Запах, который возможно исходил от тёплой печи, используемой в научном эксперименте, вскоре рассеялся. Астронавты продолжили процедуры проверки и увеличили давление атмосферы в стыковочном модуле в два раза. Люк из модуля в «Союз» не мог быть открыт, пока давление не достигло 10 фунтов на квадратный дюйм и атмосфера не была обогащена азотом. В «Аполлоне» используется атмосфера из чистого кислорода. «Люк 4 открыт», - радировал генерал Стаффорд полковнику Леонову на другую сторону. «Точно по расписанию».
(Нью-Йорк Таймс 17.07.1975)
ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ: СОЗДАНА МЕЖДУНАРОДНАЯ: КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ! Сообщение ТАСС Стыковка кораблей «Союз-19» и «Аполлон» осуществлена 17 ИЮЛЯ 1975 ГОДА В 19 ЧАСОВ 12 МИНУТ ПО МОСКОВСКОМУ ВРЕМЕНИ ОСУЩЕСТВЛЕНА СТЫКОВКА СОВЕТСКОГО КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ «СОЮЗ-19» И АМЕРИКАНСКОГО КОРАБЛЯ «АПОЛЛОН». ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ КОСМОНАВТИКИ В СОВМЕСТНОМ ПОЛЕТЕ ОДНОВРЕМЕННО ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ КОСМОСА ДВУХ СТРАН: СОВЕТСКИЕ КОСМОНАВТЫ — АЛЕКСЕЯ ЛЕОНОВ И ВАЛЕРИИ КУБАСОВ И АМЕРИКАНСКИЕ — ТОМАС СТАФФОРД, ВЭНС БРАНД И ДОНАЛЬД СЛЕЙТОН. Для выполнения стыковки в результате двух коррекций траектории корабль «Союз-19» был переведен на расчетную монтажную орбиту. За два витка до стыковки экипаж с помощью ручного управления выполнил орбитальную ориентацию, ' после чего сближение' проводилось последовательным маневрированием американского корабля. С расстояния 10 метров ориентация и причаливание корабля «Аполлон» осуществлялись вручную с использованием стыковочной мишени, установленной на корабле аСоюз-19». Советский корабль во время сближения и причаливания поддерживал необходимую для стыковки ориентацию. После касания кораблей состоялась автоматическая сцепка их стыковочных агрегатов, стягивание и герметизация стыка Успешным проведением стыковки экспериментально подтверждена правильность технических решений в конструкции совместимых стыковочных агрегатов, разработанных в творческом содружестве советскими и американскими учеными и специалистами. В течение последующего двухсуточного совместного попета космических кораблей «Союз-19» и «Аполлон» их экипажи совершат взаимные переходы из одного корабля в другой и проведут совместные научные эксперименты.
Полет космического комплекса «Союз—Аполлоне с международным экипажем продолжается.
Приветствие товарища Л. И. Брежнева экипажам кораблей «Союз-19» и «Аполлон» космонавтам Алексею Леонову, Валерию Кубасову, Томасу Стаффорд/, Вэнсу Бранду, Дональду Слейтону От имени советского народа и от себя лично поздравляю вас со знаменательным событием — первой стыковкой советского космического корабля «Союз-19» и американского космического- корабля «Аполлон». Весь мир с пристальным вниманием и восхищением следит за вашей совместной работой по выполнению Сложной программы научных экспериментов. Успешная стыковка подтвердила правильность технических решений, разработанных и реализованных в творческом содружестве советскими и американскими учеными, конструкторами и космонавтами. Можно сказать, что «Союз — Аполлон» — прообраз будущих международных орбитальных станций. Со времени запуска первого искусственного, спутника 3емли и первого полёта человека в космическое пространство космос стал ареной международного сотрудничества. Разрядка напряженности, позитивные сдвиги в советско-американских отношениях создали условия для проведения первого международного космического полета. Открываются новые возможности для широкого плодотворного развития научных связей между странами и народами в интересах мира и прогресса всего человечества. Вам, мужественным покорителям космического пространства, выпала великая честь открыть новую страницу в истории освоения космоса. Желаю успешного выполнения намеченной программы и благополучного возвращения на Землю. Л.И. БРЕЖНЕВ
ВСТРЕЧА НА ОРБИТЕ ХЬЮСТОН, ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ, 17 июля. (Спец, корр. ТАСС): СЕГОДНЯ В 12 ЧАС. 12 МИН. ПО ВАШИНГТОНСКОМУ ВРЕ¬МЕНИ (19 ЧАС. 12 МИН. ПО МОСКОВСКОМУ) ПРОИЗОШ¬ЛО СОБЫТИЕ, КОТОРОЕ ОЖИ¬ДАЛОСЬ С ТАКИМ НЕТЕРПЕНИЕМ: «АПОЛЛОН» СОСТЫКОВАЛСЯ С СОВЕТСКИМ КОСМИЧЕСКИМ КОРАБЛЕМ «СОЮЗ- 19». ВСЕ НАХОДИВШИЕСЯ В ЭТИ ВОЛНУЮЩИЕ ЧАСЫ В ЦЕНТРЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ, ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ, ВСМАТРИВАЛИСЬ В ЭКРАНЫ ТЕЛЕВИЗОРОВ И ТАБЛО ПРИБОРОВ, КОТОРЫЕ ФИКСИРОВАЛИ МОМЕНТЫ СБЛИЖЕНИЯ ДВУХ КОРАБЛЕЙ. СРЕДИ ПРИСУТСТВОВАВШИХ БЫЛ ПОСОЛ СССР В США А. Ф. ДОБРЫНИН. В 9 час. 04 мин. по всем комнатам и коридорам большого здания центра разнеслась весть, только что полученная с борта американского космического корабля: Т. Стаффорд, В. Брэнд м Д. Слейтон увидели «Союз-19» в телескопический секстант. Два корабля разделяло в это время 295 миль [472 км). «Союз-19» трудно отличить от звезды», — передал на Землю В. Бранд. В Хьюстоне уже знали, что. когда между «Аполлоном» и «Союзом-19» было 280 кило- метров, космонавты связались между собой по ультракоротковолновой связи. «Хэлло, Валерий, как дела!» — спросил по-русски Дональд Слейтон. «Доброе утро», — ответил по-английски Валерий Кубасов. «Привет всем», —добавил Алексей Леонов. А расстояние между американским и советским кораблями все более сокращалось. Американский космический корабль приступил к выполнению серии заключительных маневров на орбите для выхода на позицию стыковки «Союза». В Центре управления полетом прозвучали слова командира «Аполлона»: «Двигатели включены. Все идет нормально». «Аполлон» совершил второй базирующий маневр (первый был совершен вчера], комбинационный маневр коррекции, а также коэлиптический маневр. Выйдя на конечную базу перед стыковкой, «Аполлон» после уточнения своей позиции начал торможение. На борт «Союза» ушла радиограмма: «Включите огни ориентации». Последовал ответ, что огни включены. На экранах телевизоров е Центре управления видны сосредоточенные лица членов американского экипажа. Идет непрерывный радиообмен между кораблями. «Аполлон» информирует «Союз», что он начинает ориентацию перед стыковкой согласно программе, и вот уже «Аполлон» радирует «Союзу» о готовности к стыковке. Корабли медленно сближаются, последние метры— Т. Стаффорд сообщает А. Леонову: «Контакт. Захват. Стыковка завершена». Историческая встреча на орбите состоялась.
На «параллельных» орбитах Вот уже четвертые сутки орбита «Салют-4» проходит таким образом, что станция постоянно находится с солнечной стороны планеты. Петр Климук и Виталий Севастьянов живут как бы в условиях полярного дня. Тот знаменательный факт, что на космические дороги вышли еще два корабля — «Союз-19» и «Аполлон», внесли, по словам командира, определенное оживление в деятельность экипажа орбитальной станции. Что же касается аккредитованных в Центре управления полетом журналистов, то среди них эта долгожданная весть породила вопрос: «А не встретятся они тем, а космосе?». Специалисты терпеливо разъясняли, вычерчивая на планшетах линии — прямые, кривые, зигзагообразные и комментируя их цифрами. «Салют-4» в момент старта американского корабля находился южнее Австралии. Спустя 25 минут он пролетал над Южной Америкой. Сегодня аппараты движутся по орбитам, лежащим в разных плоскостях, потолок их полета разный. Средняя высота орбиты «Салюта-4» около 350 километров. Потолок кораблей «Союз-19» и «Аполлон» к моменту их стыковки — около 225 километров, но, как говорят специалисты, в точках сопряжения орбит может состояться символическое свидание: корабли пройдут на расстоянии 380—400 километров друг от друга. Так оно и произошло 16 июля, когда в Москве было около полуночи. Такая же ситуация повторится 19 июля. «Салют-4» пройдет примерно в 350 километрах от уже состыкованных аппаратов совместного эксперимента. Расстояния — не помеха радиопередатчикам. И вечером 16 июля состоялся сеанс связи «Салюта-4» с «Союзом-19». Друзья и коллеги обменялись теплыми приветствиями и добрыми пожеланиями. Программа «Союз» — «Аполлон», конечно, заняла часть внимания ученых и специалистов, работающих в евпаторийском центре. Это и понятно. И все-таки здесь свои заботы, свои дела. И немалые. В их числе появились новые, связанные с подготовкой к возвращению П. Климука и В. Севастьянова на землю. Сегодня еще рано подводить итоги второй экспедиции на «Салюте-4». Тем более, что она успешно продолжается. Летчик-космонавт СССР, доктор технических наук К. П. Феоктистов сообщил, что через день-два экипаж параллельно с запланированными исследованиями начнет готовить станцию к автономному полету в автоматическом режиме. Для П. Климука и В. Севастьянова наступает особо ответственный период, так что минувший день отдыха пришелся весьма кстати. На землю космонавты вернутся, как говорится, с полными сумками новостей. Новости — это кинофотодокументы, магнитные записи, спектрограммы солнца и поверхности земли, записи рентгеновского излучения, результаты испытаний новых приборов и аппаратуры. Словом, багаж ценный. В БЕЛЯЕВ, спец. корр. ТАСС. Центр управление полетом.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |