15:45 Хельсинки: началась встреча в верхах | |
К 1975 году политика разрядки – уменьшения напряжения между Соединёнными Штатами и Советским Союзом – медленно ухудшалась. Ричард Никсон, при президенстве которого началась разрядка, с позором ушёл в отставку в августе 1974 года. Крах Южного Вьетнама в апреле 1975 года заставил многих американцев беспокоиться, что они проигрывают холодную войну. Пытаясь пробудить политику разрядки, президент Джеральд Форд и государственный секретарь Генри Киссинджер присоединились к Советскому Союзу, призывавшему к встрече руководителей стран в Хельсинки в июле 1975 года. На встрече, официально именуемой Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе, присутствовали главы Соединённых Штатов, Советского Союза, Канады и всех европейских стран (кроме Албании, которая продолжала плести свою независимую и запутанную внешнюю политику). Первого августа 1975 года участники саммита приняли Заключительный акт, очерчивающий широкий спектр соглашений, достигнутых на совещании. Все, подписавшие Заключительный акт, согласились уважать государственные границы, установленные после Второй мировой войны и руководствоваться в своих действиях международным правом. Также была подчеркнута важность соблюдения прав человека и все страны согласились защищать основные права своих граждан. И наконец, все страны согласились стремиться к заключению договоров по ограничению вооружений в будущем. Соглашения, достигнутые в Хельсинки, придали временное ускорение идее разрядки, но с течением лет большинство аспектов Заключительного акта были оставлены без внимания или забыты. Хотя Советский Союз согласился уважать права человека, он жестоко преследовал правозащитные группы в России (неофициально называемые «хельсинскими группами»). Также прекратилось обсуждение договоров об ограничении вооружений и возобновилось только в середине 80-х. Однако необходимо отметить, что положительной стороной хельсинских соглашений явилось создание фундамента для более плодотворных советско-американских отношений в последующие годы. Президент Рональд Рейган и советский лидер Михаил Горбачёв использовали основные принципы Заключительного акта для выдвижения ряда дипломатических инициатив в середине и конце восьмидесятых, включая драматический прорыв в контроле ядерного оружия. ( history.com) Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе Общеевропейское совещание. Идея созыва совещания принадлежит СССР и др. социалистическим странам. Предложение о созыве совещания было изложено в «Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе», принятой в 1966 в Бухаресте Политическим консультативным комитетом Варшавского договора. Это предложение в последующем получило развитие в ряде совместных документов стран — участниц Варшавского договора, стало одной из центральных задач их внешней политики, важным фактором в политической жизни Европы. Среди правительств западных стран предложение о созыве совещания вначале вызвало разноречивую реакцию. В широких общественных кругах оно нашло поддержку. По мере позитивных сдвигов, происходивших на международной арене, предложение о созыве совещания было поддержано Францией, а затем др. западными государствами. Значительный вклад в подготовку и проведение совещания внесло правительство Финляндии. Важным фактором, способствовавшим созыву совещания, было заключение в 1970—73 договоров между СССР, ПНР, ГДР, ЧССР, с одной стороны, и ФРГ — с другой, и четырёхстороннего соглашения по Западному Берлину. Большое значение в этом отношении имели также контакты советских государственных деятелей с представителями др. стран. После интенсивных двухсторонних консультаций между будущими участниками совещания были проведены по инициативе правительства Финляндии многосторонние консультации в Хельсинки (22 ноября 1972 — 8 июня 1973), на которых были согласованы «Заключительные рекомендации консультаций в Хельсинки». В рекомендациях определялись повестка дня, условия и процедура проведения совещания. Повестка дня предусматривала обсуждение вопросов, относящихся к: 1) безопасности в Европе, 2) сотрудничеству в области экономики, науки и техники и окружающей среды, 3) сотрудничеству в гуманитарных и др. областях, 4) дальнейшим шагам после совещания. Первый этап совещания был проведён на уровне министров иностранных дел с 3 по 7 июля 1973 в Хельсинки. Участвовали представители 33 европейских государств (Албания отказалась принять участие в совещании), а также США и Канады. На нём были одобрены «Заключительные рекомендации консультаций в Хельсинки» и министры изложили взгляды своих правительств по важнейшим проблемам, относящимся к безопасности и сотрудничеству в Европе, а также по вопросам дальнейшей работы совещания. Второй этап совещания проходил в Женеве 18 сентября 1973—21 июля 1975 турами продолжительностью от 3 до 6 месяцев на уровне делегатов и экспертов, назначенных государствами-участниками. На этом этапе вырабатывались и согласовывались договорённости по всем пунктам повестки дня совещания на основе предложений, внесённых как социалистическими странами, так и западными государствами, участвовавшими в совещании. Третий этап совещания проходил в Хельсинки 30 июля — 1 августа 1975 на уровне высших политических и государственных руководителей стран — участниц совещания, возглавлявших национальные делегации. Советскую делегацию возглавлял Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. Главы делегаций выступили с речами, в которых дали оценку итогам совещания, изложили взгляды на развитие обстановки в Европе в свете итогов совещания подписали Заключительный акт совещания. Заключительный акт включает согласованные договорённости по всем пунктам повестки дня. Он представляет собой единое целое, является тщательно взвешенным балансом интересов всех государств-участников, и все зафиксированные в нём договорённости должны выполняться в полном объёме. Заключительный акт начинается обязательством государств-участников придать полную действенность результатам совещания и обеспечить использование плодов, вытекающих из этих результатов, между государствами-участниками и во всей Европе, и тем самым расширять, углублять и сделать поступательным и прочным процесс разрядки. В разделе Заключительного акта, относящемся к вопросам безопасности, сформулированы десять принципов, определяющих правила и нормы взаимоотношений и сотрудничества государств — участников совещания: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву. Эти принципы не только названы, но каждый из них содержит определение того, как должны поступать государства в своих взаимоотношениях и что недопустимо в их действиях. Согласованные участниками принципы отношений между государствами призваны создать надёжную основу для исключения из европейских международных отношений агрессии и любых видов насилия. В этом же разделе изложен документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения, положения которого предусматривают устранение причин напряжённости в отношениях между государствами. Важным для дела мира является выраженная государствами-участниками заинтересованность в усилиях, направленных на уменьшение военного противостояния и на содействие разоружению, и их убеждение в необходимости принятия в этих областях эффективных мер. Эти меры призваны дополнить политическую разрядку в Европе и укрепить безопасность государств; они являются шагами к достижению в конечном итоге всеобщего н полного разоружения под строгим и эффективным международным контролем. В документе изложены многообразные договорённости, касающиеся сотрудничества в экономических областях, определены главные направления и формы развития такого сотрудничества. Заключительный акт содержит также положения о сотрудничестве в гуманитарных областях: культуры, образования, информации, контактов между людьми и др., при соблюдении согласованных принципов межгосударственных отношений, в том числе принципов невмешательства во внутренние дела и уважения суверенных прав государств. Договорённость по вопросу о дальнейших шагах после совещания предусматривает продолжение многостороннего процесса, начатого общеевропейским совещанием. Совещание положило начало новому этапу разрядки напряжённости, подтвердило нерушимость сложившихся в Европе границ, создало благоприятные условия для сохранения и упрочения мира на всём континенте, стало важным шагом на пути утверждения на международной арене мирного сосуществования и налаживания отношений равноправного сотрудничества между государствами с различным общественным строем. Оно явилось крупным успехом всех его участников. После завершения совещания на первый план выдвинулась задача претворения в жизнь всех достигнутых договорённостей. 25-й съезд КПСС определил позицию Советского Союза в этом вопросе: «Активно вести линию на полное претворение в жизнь Заключительного акта общеевропейского совещания, развитие мирного сотрудничества в Европе» (Материалы XXV съезда КПСС, 1976, с. 26). Публ.: Во имя мира, безопасности и сотрудничества, М., 1975. В. А. Крохин.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |