В драматической речи на совместном заседании конгресса, президент Гарри С. Трумэн попросил разрешения на оказание помощи Греции и Турции для предотвращения коммунистического господства в этих двух странах. Историки часто упоминают обращение Трумэна, котрое впоследствии стало известным как доктрина Трумэна, как официальное объявление холодной войны.
В феврале 1947 года британское правительство информировало Соединённые Штаты, что оно больше не может предоставлять экономическую и военную помощь, которая оказывалась Греции и Турции после окончания второй мировой войны. Администрация Трумэна считала, что обе страны находятся под коммунистической угрозой, и воспользовалась случаем занять жесткую позицию по отношению к Советскому Союзу. В Греции левые сражались с королевским правительством с момента окончания войны. В Турции, Советы требовали своего рода контроль над Дарданеллами, территорией с которой Турция могла управлять стратегическим водным проходом из Чёрного моря в Средиземное.
12 марта 1947 года Трумэн выступил на совместном заседании с обоснованием своей точки зрения. Он заявил, что мир, на ближайшие годы столкнулся с выбором. Народы могут выбрать образ жизни, «основанный на на воле большинства», и правительства, которые обеспечивают «гарантии индивидуальной свободы», или обратиться к образу жизни «основанном на воле меньшинства, силой навязанной большинству». Он указал, что последний режим опирается на «террор и подавление». «Международная политика и национальная безопасность страны», - объявил он - «были вовлечены в ситуации противостояния Греции и Турции». Он утверждал, что Греции «угрожала террористическая деятельность нескольких тысяч вооруженных людей, возглавляемых коммунистами». На Соединённых Штатах лежала обязанность поддержать Грецию, чтобы она смогла «стать самостоятельной и уважающей себя демократией». «Свободолюбивый» народ Турции также нуждался в американской помощи, которая была «необходима для сохранения национальной целостности». Президент объявил, что « политикой Соединённых Штатов должна стать поддержка свободных народов, которые противостоят попыткам порабощения вооруженными меньшинствами или внешнему давлению». Трумэн попросил 400 миллионов долларов на помощь этим двум странам. Через два месяца конгресс одобрил заявку.
Доктрина Трумэна стала де-факто объявлением хлодной войны. Обращение Трумэна определило характеристики политики США времён холодной войны: Советский Союз был центром всей коммунистической деятельности и коммунистических движений во всём мире; коммунизм мог быть атакован посредством внешнего вторжения или внутренней подрывной деятельности; Соединённые Штаты должны были обеспечить военную и экономическую помощь для защиты народов от коммунистической агрессии.
Не все разделяли логику Трумэна. Некоторые понимали, что мятеж в Греции был поддержан не Советским Союзом, а титовской Югославией, порвавшей с советскими коммунистами через год. К тому же Советы требовали не контроля над Дарданеллами, а только гарантий, что этот стратегический водный путь не будет использован врагами России, как это делали нацисты во время второй мировой войны. Так же было неясно, будет ли установлена демократия В Греции и Турции в результате американской помощи. В самом деле, в обеих странах через несколько лет после провозглашения доктрины Трумэна были установлены репрессивные правые режимы. Тем не менее доктрина с успехом убедила многих в том, что Соединённые Штаты сцепились в схватке с Советским Союзом не на жизнь, а на смерть и задала направление развития советско-американских отношений на 40 лет вперёд.
(history.com)
|
12 марта президент Соединенных Штатов Америки г. Трумэн обратился к конгрессу с посланием, в котором просил ассигновать 400 миллионов долларов для оказания срочной помощи Греции и Турции, разрешить послать в эти страны американский гражданский и военный персонал, а также обеспечить обучение и инструктирование силами американцев «специально отобранного» греческого и турецкого персонала.
Обосновывая свое предложение, Трумэн заявил, что Греция находится в отчаянном экономическом и политическом положении. Англия не в состоянии больше опекать греков. «Англия, — как сказал г. Трумэн, — оказывается перед лицом необходимости уменьшения или ликвидации ее обязательств в некоторых частях мира, включая Грецию».
Турция, в свою очередь, требует американской «скорой помощи». Правда, Турция в отличие от Греции не пострадала от второй мировой войны, но финансовая помощь Англии и США нужна ей. как сказал Трумэн, «для осуществления той модернизации, которая необходима для
поддержания ее национальной целостности». И поскольку британское правительство «из-за его собственных трудностей» и в данном случае не в силах предоставлять финансовую или иную помощь туркам, то, по мнению Трумэна, эту помощь «должны» оказать Соединенные Штаты.
Таким образом, американскому конгрессу предложено санкционировать сразу два «добрых дела»: спасти Грецию от внутренних неурядиц и оплатить издержки по «модернизации» Турции, от чего якобы даже зависит ее дальнейшее существование.
Не подлежит сомнению, что обращение правительства Цалдариса к США со слезной мольбой о помощи — яркое свидетельство банкротства того внутриполитического режима в Греции, который в послании президента конгрессу неожиданно получил лестную оценку. Но дело не только и не столько» в продажных греческих монархистах и их союзниках, которые любезно представлены американским конгрессменам, как прямые потомки защищавшего Фермопилы легендарного царя Леонида.
Хорошо известно, что подлинными хозяевами Греции до настоящего времени были и остаются английские военные власти. С 1944 года английские войска находятся на греческой территории. По инициативе Черчилля Англия взяла на себя ответственность за «стабилизацию» политических условии в Греции. Английские власти не только содействовали оставлению у кормила правления реакционных, антидемократических сил в Греции, проявляя при этом крайнюю неразборчивость и поддерживая людей, которые активно и сознательно сотрудничали с немцами. Вся политическая и хозяйственная деятельность при всевозможных комбинированных и недолговечных правительствах в Греции протекала до сих пор под бдительным английским контролем и руководством.
Теперь результат этого налицо: полное банкротство. Английские войска не принесли измученной Греции вполне заслуженного ею мира и спокойствия. Греческий народ оказался ввергнут в пучину новых страданий, голода и нищеты. Гражданская война не утихает, а принимает все более ожесточенные формы.
Но разве не содействовало столь плачевному положению пребывание иностранных войск на греческой территории? Разве Англия, объявившая себя опекуном Греции, не несет ответственности за банкротство своего подопечного? Послание американского президента обходит эти совершенно естественные вопросы. Причина подобной деликатности вполне понятна: Соединенные Штаты не хотят критиковать английскую практику, так как сами намереваются следовать английскому примеру. Недаром лондонский «Таймс» горячо приветствует выступление Трумэна, а «Дейли Телеграф» отмечает, что его речь «полностью оправдывает английскую политику в Греции». Из речи Трумэна (можно понять, что Соединенные Штаты не собираются менять курс британской политики, проводившейся в Греции. Но в таком случае нельзя ожидать н лучших результатов.
Американское правительство отнюдь не собирается поступать в греческом вопросе так, как можно было бы ожидать от члена организации Объединенных наций, обеспокоенного судьбой другого ее члена. В Вашингтоне явно не желают считаться с обязательствами, принятыми на себя правительством США перед организацией Объединенных наций. Проявляя необычайную нервозность. Трумэн не счел даже нужным подождать результатов работы комиссии Совета Безопасности, специально направленной в Грецию для выяснения положения на месте. Всуе американский президент вспомнил о том. что «Соединенные Штаты взяли на себя ведущую роль в создании Организации Объединённых наций».Во всяком случае, не стоило вспоминать об этом для того, чтобы тут же объявить о своем желании действовать через голову организации Объединенных наций, не считаясь с существованием международной организации и забывая о том, что в Нью-Йорке заседает постоянно действующий международный орган — Совет безопасности. Трумэн не посчитался ни с международной организацией, ни с суверенитетом Греции. В самом деле, что останется от греческого суверенитета после того, как на голову греческим правителям сядет «американский военный и гражданский персонал» и когда этот «персонал» начнет орудовать в Греции при помощи ввезенных туда 250 миллионов американских долларов? От такой своеобразной «защиты» Греции пострадает прежде всего суверенитет и независимость Греции. Греческий народ, который вел героическую борьбу за свою независимость и свободу, не заслужил такого обращения. Если этого добивались господа Цалдарисы, то тем хуже для Цалдарнсон. которые довели Грецию до такого положения.
Многострадальному греческому народу грозит перспектива сменить одного «хозяина» — Англию — на другого «хозяина» — Соединенные Штаты Америки. Чем бы ни прикрывались американские притязания на американское господство в Греции, оправдать эти притязания защитой свободы и независимости греческого народа невозможно. В основе американской аргументации о необходимости оказания помощи Турции лежат ссылки на угрозу целостности турецкой территории, хотя целостности Турции никто и ничто не угрожает.
Американская «помощь» Турции явно направлена на то, чтобы подчинить и эту страну контролю со стороны США, после чего нельзя уже будет говорить о самостоятельной внутренней и внешней турецкой политике, так как эта политика окажется в подчинении у американского империализма. Об этом прямо говорят некоторые американские комментаторы. Так, например, Уолтер Липпман откровенно указывает в «Нью-Йорк Геральд Трибюн», что американский «союз с Турцией» дал бы Соединенным Штатам «стратегическую позицию, несравненно более выгодную, чем какая-либо другая, с которой можно было бы осуществлять власть над Средним Востоком». А газета «Нью-Йорк Таймс», комментируя послание Трумэна конгрессу, высокопарно провозглашает наступление «эпохи американской ответственности».
Но, спрашивается, что такое монопольная «американская ответственность», как не прикрытие экспансионистских планов?
Рассуждения на тему о том, что США «призваны спасать» Грецию и Турцию от экспансии так называемых «тоталитарных государств», не новы. Гитлер тоже ссылался на большевиков, когда хотел проложить себе путь к захватам. Сейчас хотят подчинить себе Грецию и Турцию и шумом насчет «тоталитарных государств» пытаются прикрыть свои экспансионистские планы. Это тем более привлекательно, что при этом Соединенные Штаты, действуя своими локтями, вытеснят еще из одного—двух государств нетоталитарную Великобританию. Выступление г. Трумэна не могло не привлечь внимания широкого общественного мнения как в США, так и за их пределами. Нельзя сказать, чтобы оно не встретило серьезной критики даже в кругах конгресса США. Группа американских конгрессменов в составе 13 человек еще до произнесения речи Трумэна пыталась отговорить его от выступления. Как заявил сенатор-демократ Тейлор: «мы встретили бы с отвращением предложение голосовать за Оказание финансовой помощи монархическому правительству, которое преследует тех, кто боролся пpoтив нацизма».
Ту же мысль повторил другой сенатор-демократ Джонсон: «Я всем сердцем сочувствую оказанию помощи продовольствием без политических целей, но президент не провел различия между продовольствием и пулями, что является причиной моего разочарования. Я не сочувствую посылке нашего военного персонала в Грецию и Турцию даже в качестве советников. Военная помощь Турции и Греции может повести к военному вмешательству в других частях мира. Я готов дать миллионы в порядке помощи голодным людям, но ни одного цента для помощи прогнившим монархиям».
Сенатор-демократ Пеппер заявил, Что «рекомендации Трумэна, сделанные без всякой консультации с Объединенными нациями, создают угрозу для организации Объединенных наций и наложат на Соединенные Штаты неизвестные обязательства». Характерно и замечание председателя бюджетной комиссии палаты представителей республиканца Кнутсона, сказавшего, что «сторонники программы Трумэна, по видимому, не успокоятся до тех нор, пока Соединенные Штаты не обанкротятся». С резко отрицательным отзывом о послании Трумэна выступил Генри Уоллес и ряд других видных американских деятелей.
Перед нами новое вмешательство Соединенных Штатов в дела других государств. Претензии Соединенных Штатов на руководство в международных делах растут вместе с ростом аппетитов заинтересованных американских кругов. Однако, американские деятели, действуя в новой исторической обстановке, не считаются с тем, что старые методы колонизаторов и твердолобых политиков уже отжили свой век и обречены на провал.
В этом главная слабость выступления г. Трумэна.
(Известия 14 марта 1947 г.)
|